Урок-конспект по теме: "Природные зоны Земли"
Тема: «Природные зоны Земли»
Цель: расширить уже имеющиеся знания учеников о природных зонах Земли (продемонстрировать размещение основных зон на поверхности планеты, объяснить причины смены природных зон, показать изменения природных зон под воздействием деятельности человека).
Задачи обучающие:
- Объяснить понятия «природная зона», «высотная поясность», «широтная зональность».
- Сформировать целостное понятие о природных зонах Земли как естественных территориальных комплексах.
- Показать закономерность и причину смены природных зон.
Задачи развивающие:
- Развитие навыков работы с географической картой.
- Умение обобщать и классифицировать информацию (самостоятельное составление характеристик природных зон Земли).
Задачи воспитательные:
- Развитие уважительного и бережного отношения к живой природе.
- Развитие интереса к географии и смежным дисциплинам (биология, ботаника и т.п.).
Этапы урока:
- Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
- Введение в тему (метод повторения пройденного материала), постановка проблемы.
- Изучение нового материала (лекционный метод, работа с географической картой, игровой момент).
- Физкультминутка.
- Обобщение пройденного материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
-
Организационный момент
В качестве дополнительного введения в тему учитель может прочитать стихотворение (или попросить сделать это учащегося) о природных зонах Земли. Это необходимо для создания у учеников особого настроения и лучшей усвояемости новых знаний.
В качестве эпиграфа можно использовать:
- В. Кеулькута «Тихо в тундре на рассвете»;
- В. Безладнов «А на Севере, друзья»;
- Н. Заболоцкий «В тайге»;
- Э. Асадов «В тайге»;
- Ю. Друнина «В степи»;
- П. Вяземский «Ещё тройка»;
- Н. Божукова «Вы рассказали о пустыне...».
-
Введение в тему, постановка проблемы
Учитель напоминает ученикам о пройденных смежных темах о природных зонах земли, задаёт наводящие вопросы:
Климат одинаков на всей Земле?
Что такое зональность?
Каковы причины зональности?
Сколько поясов освещённости на Земле, как они называются?
В каком из поясов освещённости мы живём?
Что такое высотная поясность?
Педагог корректирует ответы детей, дополняя их.
-
Изучение нового материала
Учитель под запись даёт определение термину «природная зона» и объясняет его на конкретных примерах. Далее педагог обращается к географической карте, а ученики – к личным атласам. Наглядно показываются природные зоны Земли. Для стимуляции мозговых процессов задаётся вопрос:
Почему природные зоны называются природными? (названы так из-за преобладающей на этой территории растительности)
В форме рассказа педагог объясняет причину размещения природных зон (закон широтной зональности). Так происходит окончательное формирование понятия «широтная зональность».
Для закрепления новых знаний ученики по очереди вызываются к доске и на карте показывают ту или иную природную зону.
Учитель объясняет, что природные зоны меняются не только по широте, но и по высоте (формирования понятия «высотная зональность»). Для лучшего запоминания и рефлексии задаётся вопрос:
Почему это происходит? (с высотой изменяется давление и температура)
Для закрепления результата внедряется игровой момент – загадки. В качестве загадок могут использоваться следующие:
Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нём.
Он многоярусный, лианой оплетён,
И «лёгкими Земли» зовется он.
В нём много «драгоценностей» растёт,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдёшь
И мне ты эту зону назовёшь
(ответ: влажные экваториальные леса)
*
С приближением лета с каждым днем все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветков, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил: остались только травы с узкими листьями
(ответ: степь)
*
Это безлесная заболоченная равнина на севере страны. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами ниже 50 градусов, длится 8-9 месяцев,
снега немного, земля промерзает на большую глубину?
(ответ: тундра) и т.п.
Педагог делает краткие выводы по полученному объёму знаний.
-
Физкультминутка
Проводится в традиционной форме, т.е. в виде зарядки (приседания, прыжки на месте и т.д.). Может присутствовать и познавательный момент: на каждое совершаемое физическое упражнение ученик должен ответить на какой-либо вопрос (например, какие животные встречаются в тундре или чем полезны для планеты влажные экваториальные леса).
-
Обобщение пройденного материала
Осуществляется в виде рассказа с элементами беседы, т.е. вовлечением детей в процесс обучения. Ещё раз проводится работа с географической картой. В качестве закрепления дети рисуют контурные карты в тетрадях, закрашивая природные зоны определённым цветом.
Резюме урока осуществляет учитель самостоятельно или с помощью учеников. Для этого задаются вопросы о полученных понятиях (природная зона, широтная и высотная зональность).
-
Домашнее задание
Даётся по рекомендации учебника. В качестве творческого задания можно предложить синтезированную работу – сочинение на тему «Как я побывал в ... (тундре, пустыне, тайге и т.п.)». Это одновременно закрепит полученные на уроке знания, разовьёт творческие способности и благоприятно скажется на развитии речи.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.